Когда писали писанки?

Обряды, связанные с изготовлением писанок. Все о писанках и крашенках.

Время написания писанок. Больше всего писанок расписывают к пасхе. Поэтому сложилось мнение, что их рисуют только к этому празднику. Раньше их расписывали ко всем весенним праздникам и для каждого из них были свои узоры.

На Сретение – 12 февраля, когда зима встречается с летом, на Черкащине рисовали три писанки с простым, ломаным и косым крестом (свастикой). Это знак того, что Солнце будет всё больше посылать тепла на землю.

На праздник Коляды, когда чтили Солнце при переходе с зимы на весну, на писанках изображали розу полную, боковую, половинчатую. Такие писанки девушки дарили парням в знак своей приязни и любви.

На сорок святых надо было выявить своё умение – сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Если женщина с этим справлялась, то считалась настоящей писанкаркой. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».

На Благовещенье уже рисовали деревца с цветочками, листья разные, сосенки, листья с бараньими рожками, хмелеки – всё то, что связано с приростом.

Вербное воскресенье приносило цветное и затейливое разнообразие писанок. Тут были и солнышки, и прутики, и деревца.

На Пасху и Проводы писанки наполнены солнечной красотой. Тут уже выписывают во всю широту творческой души. Только на Проводы цвета темнее и грустнее.

На Мироносицкую (10 мая) уже летние узоры идут. Тут больше ромбиков, горошка, бараньих рожек.

На Вознесение рисовали всё, что знали. И солнышки, и звёзды, и безконечники, и деревца, и разные хмелики. Ими одаривали друг друга, несли на кладбище и клали на могилки. Бывало, что расписывали и на Зелёную Неделю, красили в луке и клали на могилы тех, кто погиб насильственной смертью.

Так что почти четыре месяца рисовали писанки, прославляя весну и её праздники.

В далёких губерниях, например, Подольской, начинали писать писанки к празднику Коляды. На Кубани, Харьковщине – с Чистого четверга, иногда с 5-й недели Великого Поста или с половины поста. На Черниговщине – с 3, 4, 5,6 недели Великого Поста, причём в праздничные и воскресные дни писать писанки считалось грехом. Сообщает grandukraine.com. На Полтавщине – иногда на Чистый четверг, иногда на Благовещение (25 марта), продолжали на Вербное Воскресенье. На Киевщине – не позднее Чистой недели, иногда раньше. На Херсонщине – с Чистого четверга. На 40 святых писали «сорокаклинцы».

Особым днём для написания писанок, как мы видим, был Чистый четверг. Четверг издавна был посвящён Божественному грому и молнии. У славян это был бог Перун, у греков – Зевс, у римлян – Юпитер. Существует тесная связь между почитанием весеннего Солнца и грозы. Возвращение весны сопровождается грозами, которые выводят, наконец, Солнце из-под зимних туч. Эти два явления соединились в представлении человека, а потому четверг занял особое место в праздновании почитания Солнечного Бога. Существует поверье, что в полночь чистого четверга наступает весна. Если в это время зачерпнуть воды из реки раньше, чем коршун омочит в ней своё крыло, то такая вода принесёт красоту и здоровье. Если выкупаться до восхода Солнца, то вода очистит не только тело, но и душу. Чистый Четверг имеет связь и с огнём, то есть с земным проявлением небесного Солнца. Старые женщины в этот день прокаливали соль. Четверговая соль использовалась для лечения от многих болезней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *